Да, в России есть Париж. И не только. Еще есть Берлин, Лейпциг,
Варна, Кассель, Кваркен, Требия и даже Фершампенуаз. Все они
разместились в нескольких десятках километров друг от друга. Эту
небольшую территорию называют «Малой Европой» Челябинской области.
Ловите идею, Остапы Бендеры! Здесь можно организовать новый тур «По
Европе – за один день!» Конечно, это шутка, но, как известно, в каждой
шутке…
А если серьезно, то вот история возникновения этих поселений.
Как Европа оказалась на Урале
Много столетий на территории Южного Урала проживали лишь кочевые народы.
Но постепенно в этот край, богатый природными ресурсами, потянулись
русские переселенцы. Первыми были купцы-первопроходцы и бежавшие от крепостного гнета крестьяне. Активное освоение этого края началось в 18 веке.
По указу царицы Анны Иоанновны по рекам Урал (Яик) и Уй ставятся казачьи
крепости для защиты границ Российского государства от набегов
кочевников. В их числе Оренбургская, Троицкая, Верхнеуральская.
В начале 19 века границы государства переносятся южнее – в степь. В
Оренбургской губернии на участке между Орской и Троицкой крепостями
строятся укрепленные казачьи поселения: Императорское, Атамановское,
Андреевское, Николаевское, Владимирское и др.
До наших дней хорошо сохранилась Николаевская крепость с большой церковью в центре.
В эти поселки по царскому указу переселяют русских, башкир, калмыков из центральных и южных губерний для охраны границ, причисляя к казакам.
Именно с казацким войском, а вернее с одним его полком, и связана наша история.
В уральских степях в древности жили кочевники-нагайцы. Их потомки ушли в
Казанское царство. После завоевания Иваном Грозным, были насильно
крещены и переселены в Башкирию. Там они стали называть себя нагайбаками. В 1730 году их причислили к казацкому сословию с единственной повинностью – военной.
Нагайбаков называли «башибузуками» русской армии за храбрость и военное
умение. Они сражались против турок, участвовали в походах Суворова и
Кутузова. Говорят, что Наполеон после поражения заявил, что будь у него только один полк, такой, как нагайбаки – он бы завоевал весь мир.
Когда в 1842 году на Урале начали создавать новую оборонительную линию,
полторы тысячи нагайбаков вернулись на земли своих предков. Им для
поселений выбрали 32 удобных участка. Сначала посёлки числились под
номерами, но в 1843 году оренбургский генерал-губернатор Обручев
предписал давать им названия в память военных побед оренбургских
казаков.
Так на Южном Урале появились села с именами европейских городов.
Казачьи кони (Фото: И. Петрищева, личный архив)
Чесма, Варна и Балканы названы в честь победы России в русско-турецкой
войне 1806-1812 годов. Париж, Кассель, Лейпциг, Арси, Берлин и
Фершампенуаз появились после походов русских войск в Италию, Германию и
Францию в 1799 и 1812-1814 годах.
Все поселки расположены в нескольких сотнях километров от Челябинска, а район их размещения называют «Малой» или «Уральской» Европой.
Фершампенуаз – столица нагайбаков
Самым крупным из них является Фершампенуаз, административный центр
Нагайбакского района с населением более 4 тысяч жителей. Назван в честь
победы в сражении с Наполеоном 25 марта 1814 года возле Фер-Шампенуаза
во Франции.
В поселке есть краеведческий музей, где собирается и бережно хранится история нагайбакского казачества.
«Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Фершампенуаз!» Так поменяли слова советской песни местные шутники.
Нагайбаки называют себя нагайбэклэр. Родной язык –
нагайбакский – говор в составе татарских языков. Имена и фамилии они
носят русские. Исповедуют православие, но относятся к «старокрещенным»,
т.е. принявшим христианство в 16-17 веках.
Культура нагайбаков своеобразна, на нее оказывали влияние традиции как русских, так и татар.
Большинство праздников связаны с христианскими: Масленица – Май чабу,
Троица – Тройсын. Есть праздники, общие с татарами. У нагайбаков развито
хоровое пение. Они выступали на европейских фольклорных фестивалях. Главные музыкальные инструменты – гусли и гармонь. Основное блюдо – шурпа (суп-лапша на мясном бульоне).
Когда в 1996 году им разрешили в графе «национальность» записать
«нагайбак», а не «русский» или «татарин», многие так и сделали. На
вопрос «Почему?» почти все ответили: «Я горжусь тем, что я – нагайбак». В
2000 году их официально признали малым народом.
А еще у нагайбаков есть прозвища. В силу компактного проживания,
многие имеют одинаковые фамилии. Например, Алексеевы, Афанасьевы,
Батраевы, Бургучевы, Ишимовы. Чтобы отличать людей, с фамилией
используют родовые прозвища – кушамат. Они могут быть связаны с
особенностями человека или его профессиональной деятельностью – аксай
(белый), дубырт (гром), кезее (коза), писэр (писарь), тартай
(коростель).
Нагайбакский район – единственный в области, где в каждом селении
собраны все родовые фамилии, идущие от первых поселенцев. Эту «перепись»
провел А.М. Маметьев – бывший директор местного краеведческого музея.
Его здесь очень почитают. Уроженцем села Фершампенуаз также является
Леонид Сметанников, оперный певец, народный артист СССР. Среди
нагайбаков есть Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда,
депутат Государственной думы.
А теперь, познакомившись с этим удивительным народом, можно и в Париж
отправиться. Несколько десятков километров от Фершампенуаза – и вы уже
там!
Село Париж
Название, конечно же, происходит от столицы Франции, в память пребывания
там русских войск после разгрома Наполеона в 1814 г. Основано село в
1842 г. как пост №4 Оренбургского казачьего войска. После указа о
переименованиях военных поселений, казаки заявили своим землячкам:
«Бабоньки, с сего дня будете француженками!»
Главной достопримечательностью села Париж конечно же является… «Эйфелева башня».
Эта идея пришла на ум местному сотовому оператору. И в 2005 году в
поселке была торжественно открыта вышка сотовой связи – 50-метровая
уменьшенная копия французской знаменитости. Только южноуральская тезка в
6 раз меньше и в 160 раз легче. Но это самая крупная копия Эйфелевой башни в России.
На открытии присутствовал настоящий француз – Стефан Кастанье –
преподаватель французского языка Челябинского университета.
Краеведческий музей наладил выпуск сувениров с изображением местной
«Эйфелевой башни». После ее строительства количество туристов сразу
увеличилось.
Приезжают в село и москвичи, и питерцы, и даже парижане. Здесь побывали
журналисты газет «Либерасьон» и «Фигаро». Французское представительство в
России организовало в декабре 2006 года телемост между настоящим
Парижем и одноименным уральским поселком. Только есть одно «маленькое»
отличие у местной «Эйфелевой башни»: возле нее вместо туристов все лето…
пасутся гуси. А. Гаврюшкин написал по этому поводу шутливые строки:
Местные утки (Фото: И. Петрищева, личный архив)
«Реки здесь нет Сены, ребятушки,
Есть сено для местных коров
А с маслом в Париже оладушки
Все любят уж много веков…
Пока что две тысячи жителей
В Париже Уральском живут.
Его казаки-победители
Так звали, и люди зовут».
Из прочих сел с европейскими названиями можно отметить, пожалуй, только
Варну, названную в честь взятия болгарской крепости во время
русско-турецкой войны 1828-29 годов. Сейчас это небольшой районный
центр, где есть краеведческий музей, красивая церковь, несколько кафе, в которых можно вкусно и недорого пообедать путешественнику.
Больше удивить приезжих местным «европейцам» нечем. Все прочие села –
обычные, с деревянными домами, колодезной водой, печным отоплением. Зато
с очень гостеприимными и творческими жителями.